Грейды. Ярлыки. Погоны.

Kirill Innubis
6 min readMay 20, 2018

Я смотрю на грейдирование в корпорациях с позиции человека, который в Вооруженных силах честно дослужился до капитана начав с Суворовского училища. Испытав на себе классификацию по воинским званиям, я могу провести интересную параллель с грейдами, показав ущербность этого подхода.

Несмотря на то, что грейды по своей функции аналогичны воинским званиями — должны вносить упорядоченность в систему карьерного роста и роста окладов, есть масса нюансов, которые превращают эту идею в говно.

В конечном счете, для меня грейды — это не аналог воинских званий, а аналог ярлыков, классов, сословий, расс.

О воинских званиях

Воинское звание — это скелет карьеры военнослужащего. Любая должность в Армии и Флоте имеет диапазон званий, которые ей соответствуют. Например, командирами полков традиционно были полковники. Полковник — звание, командир полка — должность. Заместителем командира полка может быть подполковник или майор.

Для примера возьмем «майорскую» должность. Капитан Очевидность подсказывает, что ее занимает лицо, имеющее звание майор. Но может занимать и капитан. Чаще всего перед получением очередного воинского звания человека ставят на вышестоящую должность. Капитана ставят на «майорскую» должность, а через некоторое время, когда приходит срок присвоения очередного звания, он получает майора. И продолжает еще несколько лет занимать эту должность.

В нормальных обстоятельствах нельзя быть полковником на «лейтенантской» должности и наоборот. Чтобы лейтенант занял должность командира роты («капитанскую» должность) надо, чтобы всех над ним убили. Но и тут он станет не полноценным исполнителем, а ВрИО — временно исполняющим обязанности.

Например, лейтенант вывел остатки роты из окружения. Как только прибыл в расположение своих, получил орден и дальше тянет лейтенантскую лямку, потому что командиром роты ему быть рановато.

Досрочное присвоение очередного воинского звания — одно из самых крутых поощрений в принципе. То есть, надо усраться в мертвой петле, чтобы такое случилось в твоей карьере. Чаще всего такие события связаны с реальными подвигами. Например, получение звезды Героя России сопровождается присвоением следующего воинского звания раньше срока. Гагарин улетел в космос майором, а по красным ковровым дорожкам топал уже полковником. Он был такой один. В остальных случаях звание приходит по сроку.

А отсюда — ключевой момент! Нельзя перескочить звание. Нельзя стать генералом не пройдя вот эти звания: курсант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник. Прохождение этой цепочки может занять более 30 лет. Это значит, что любой генерал или даже Маршал Советского Союза был рядовым (курсантом). В этом кроется фундаментальная основа справедливости воинской иерархии.

Воинские звания имеют силу во всех силовых структурах в рамках страны, а иногда и за ее пределами. Это, как с петровского «Табеля о рангах» пошло, так никуда и не делось. Вот, например, старший лейтенант из пехоты решил податься в милицию. Его не могут в милиции понизить по званию — сделать лейтенантом или прапорщиком. Ему могут отказать в трудоустройстве, обосновав, что все «старлейские» должности уже заняты или он не тянет, так как нет профильного образования. Но сделать прапором, сержантом, рядовым — нет!

А это второй ключевой момент! Звания присваиваются раз и на всегда и актуальны на территории всей страны. Воинское звание — это несгораемый, юридически и административно зафиксированный факт твоего воинского статуса, признаваемый всеми силовыми структурами.

Грейды

Лестница грейдов, как и лестница воинских званий, должна вносить упорядоченность в систему карьерного роста и дохода сотрудников корпорации. Однако, грейды, в силу своей природы, вносят скорее хаос и действуют деморализующе.

Грейды присваиваются корпорацией своему сотруднику. Живешь себе, живешь. Вдруг приходят. Смотрят на тебя. Показывают пальцем и говорят: «этот четвертый». Нет никакой выслуги, нет никакой истории грейдов, начиная с первого.

Грейды можно перескочить. Их могут присвоить исходя из текущей конъюктуры.

Грейды в каждой корпорации — свои. Нет никакой привязки к единой системе. Придя в другую корпорацию можно даже не вспоминать, какой у тебя был грейд — это не имеет значения.

Рассмотрим типичную ситуацию. Есть небольшое подразделение. Им руководит некий лидер. В какой-то момент снаружи приходит человек, которого ставят над этим подразделением и над лидером. У лидера был, например, третий грейд, а у нового начальника сразу становится четвертый, хотя раньше в этой корпорации у него не было никаких грейдов вообще.

Обычно, такая ситуация сопровождается беседами с этим лидером, мол, мы не пытаемся принизить твои заслуги… очень надеемся, что вы сработаетесь… мы просто усилили ваше подразделение… вы одна команда… (Совет: на месте такого лидера — увольняйтесь сразу!)

Такие ситуации можно назвать «подсиживанием сверху». Они всегда заканчиваются плохо. По закону волчьей стаи, один альфа жрет другого на глазах у всех. Потом разгоняет недовольных, кидает подачки нейтральным, приводит своих дружков — всё ништяк, короче.

Рассмотрим эту же ситуацию в Армии.

Небольшим подразделением руководит старший лейтенент Вася. Вдруг приезжает назначенец сверху — Петя. Тоже старший лейтенант. Но быстро получает звание капитана. И теперь он главный.

Когда такое возможно?

Во-первых, Вася, не занимал должность, а был ВрИО. То есть, в силу обстоятельств, штатная позиция начальника была пуста. Иначе, никакого понаехавшего Пети не было бы и в помине. Вася совмещал две должности, свою и начальника, за что получал премии и надбавки. Но он понимал, что скоро кого-то назначат. Петя тоже старший лейтенант, но старше Васи на несколько лет службы. То есть, он уже должен получать капитанское звание. И его перевели из другого места сюда для дальнейшего прохождения службы в новом звании на новой должности. Сколько поводов выпить!

Вася, что был ВрИО, возвращается к своим обязанностям и ждет, когда его постигнет участь назначения на вышестоящую должность с присвоением очередного звания. Его также могут назначить с переводом в другое место, возможно в другой населенный пункт в рамках нашей необъятной. Собственно, это одна из причин кочевой офицерской жизни.

Вася и Петя, скорее всего, ладят и дружат семьями. Потому что Вася знает, почему Петя назначен главным. И Вася знает, что его так же назначат. То есть, все будет хорошо, и всему свой срок. Главное, служи достойно!

Ярлыки

Погоны — это гордость. Воинские звания — это гордость. Почти никогда получение воинского звания не связано со срачем и препирательствами. Это, буквально, праздник. Большое позитивное обновление в жизни. Новые горизонты.

Воинское звание чаще всего соответствует внутреннему мироощущению человека, пониманию места в мире, социального статуса и перспектив роста этого статуса. Это продиктовано упомянутым ранее важным нюансом — нельзя перескочить звание. Для всех одна лестница.

Грейды — это ярлыки. Ярлыки, которые вешаются на людей. Эти ярлыки присваиваются другими людьми. Субъективно!

Нет! Не надо мне говорить о математичности процесса, об оценке 360 и прочих технологиях. Эти круговые оценки — субъективны! Ты должен тупо «нравиться» окружающим. При этом, если кто-то видит в тебе врага или конкурента, он никогда не поставит тебе хорошую оценку.

Грейдирование и ревью — это механизм, позволяющий серой массе бездарей коллегиально чморить более ярких и талантливых людей.

Причины конфликта

Грейды делают людей не партнерами, а конкурентами.

Работали две коллеги. Были равны по ощущениям. Помогали друг другу. И тут бац! Одной 5-й, а второй 6-й грейд. Визг! Истерика! Взаимопомощь, взаимоуважение, взаимопонимание окончилось одним днем.

Процесс присвоения грейдов делает людей несчастными.

Когда присваивается очередное звание — это всегда рост, по зарплате, должности, ответственности. Гордость и радость, короче.

Жадная корпорация всегда стремится присвоить грейды так, чтобы никому ничего не повышать, а лучше даже урезать, отодвинуть сроки повышения зарплаты. После присвоения грейдов часто наступает период, когда рост окладов замедляется, так как систему грейдов используют, как обоснование для отказа в повышении.

Система грейдов до безобразия субъективна

Сквозь присвоение грейдов видны лохматые уши личного отношения. Грейды часто доносятся до людей описательно. Например, руководитель такого-то уровня такого-то грейда …«самостоятельно ставит задачи… единолично отвечает за…» и так далее.

То есть, грейд имеет довольно сложное определение, которое еще надо как-то трактовать. Тут и начинаются расхождения в понимании и субъективные оценки.

Спросите любого военного: «Кто такой капитан?»

— Ну-у, это звание такое.

— А что оно означает.

— Э-э, что капитан есть капитан.

— Точнее не скажешь. А какие задачи решает капитан?

— А-а, ну это от должности зависит.

Воинское звание нельзя описать, а потом гадать над описанием, кто под него подходит, а кто нет. Звание — это следствие учебы, работы, выслуги лет. Нельзя прийти и сказать: «Мммм… мне кажется, что ты служил не пять лет, а три.» Конечно, дерьмо везде случается. Можно посраться с начальником в хлам и он испортит тебе жизнь — низкие личности везде присутствуют (хотя это скорее исключение в среде, где от «коллеги по опасному делу» может буквально зависеть твоя жизнь).

Резюмируя

Грейдирование делает людей несчастными. Несчастные люди не могут делать дело хорошо и долго. Компания несчастных людей — вот результат.

Контрольный вопрос: Ваши сотрудники обмывают получение следующего грейда? ;-)

© Кирилл Анастасин

20 мая 2018 г.

Продолжая тему:

--

--