Урок рисования

Kirill Innubis
5 min readOct 4, 2017

По работе и призванию я сталкиваюсь с необходимостью показывать людям методы визуального мышления. Заметил, что между словом и изображением у очень многих словно обрублена нервная связь. Одно в другое не перетекает, хотя любое слово несет в себе образ, а образ — слово. Даже в среде профессионалов слишком часто можно увидеть разрыв между изображением и смыслом. О возможных причинах и способах борьбы с визуальным «дальтонизмом» в обществе эта история.

В раннем детстве у нас все книжки были с картинками. Но однажды, 1 сентября мы пришли в школу, где нам объяснили, что есть русский язык с литературой, а есть рисование. И они между собой никак не связаны.

Мы даже думать не смели рисовать в тетрадях, в которых делали письменные упражнения. Сочинение или изложение по литературе не могло сопровождаться рисунками. На уроках рисования нам приходилось запечатлевать восковые фрукты из школьной кладовой. Даже в художественных школах основным объектом является натюрморт, что означает «мертвая природа».

Обратимся к дневникам великих творцов, которые хранятся в музеях. Они часто воспринимаются, как доказательство их гениальности. Там на страницах искрится жизнь, есть движение. Глядя на рисунки Леонардо или Пушкина, мы видим живую мысль.

Рисунок Леонардо да Винчи. wikipedia.org.

Первые книги создавались настоящими художниками и каллиграфами вручную. В фондах библиотек можно найти книги прошлого и убедиться, какое важное значение придавалось визуальному оформлению и на более поздних этапах.

Эту фотографию я сделал при просмотре книги мастера фехтования Жерара Тибо в фонде Центральной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова. За что отдельное спасибо Екатерине Коршуновой и ее коллегам.

Но сегодня дела обстоят иначе. Поколения выросшие на школьных требованиях к изложению мысли в текстовой форме и на рисовании скучных мертвых объектов не в состоянии даже увидеть проблему.

Некачественно проиллюстрированные книги, текст сайтов не связанный с графикой, захламленные слайды. Одно только утверждение, что дизайнер не должен уметь рисовать чего стоит. Подавляющее число людей считает, что не умеет рисовать. И даже не пытаются пробовать. У многих отсутствует визуальный вкус.

У нас даже есть осмысленный рабочий термин — картинка для привлечения внимания. В обществе, которое не является визуально близоруким в своей доминирующей массе, такая вещь просто не сработала бы.

В моем инстаграме много рисунков https://www.instagram.com/innubis/

Эту ситуациюю достаточно легко изменить всего лишь несколькими действиями.

Действие первое.

Понять, что рисовать может каждый. И эта функция на самом деле никем не приватизирована. Люди до поры до времени думали, что новости могут делать лишь телеканалы, радиостанции и редакции газет. Оказалось, что блоггер — «в поле воин».

У всех художников есть страшный секрет. Именно благодаря ему они лучше рисуют. Когда художник хочет что-то изобразить, то он совершает столько попыток это сделать, сколько потребуется: две-три, десять или сто. В то время, как остальные делают одну попытку, видят что не получилось и на этом сдаются.

Поэтому, обилие практики неизбежно приведет к улучшению результата. Надо лишь пробовать снова и снова. И как можно меньше стесняться неудачных рисунков.

Стеснение и страх – отдельная боль. Пример из жизни. На дворе примерно 2013 год. Яндекс. Я сижу с коллегой-разработчиком и помогаю ему поправить слайды. На одном из них полное месиво из векторных фигур, которое должно представлять собой ясную и понятную схему. Но создается ощущение, словно векторные фигуры подобно кусочком стекла встряхнули и образовался полный хаос, в котором, к тому же, намешан клипарт и фото. Я прошу коллегу, автора этой схемы объяснить мне, что он хотел тут донести, положив перед ним детский альбом для рисования и шариковую ручку. Примерно за 3 минуты он нарисовал схему, которая выглядела понятно. При этом, он сделал эту работу довольно аккуратно, тщательно выводя блоки и стрелочки. Видя эту прекрасную работу, я предложил ему вставить в слайд фотографию этого рисунка и не париться. А за одно и другие кривые слайды перерисовать в таком стиле. Тогда он достал большой блокнот на пружине, который был весь изрисован аккуратными схемами. «Но почему ты сразу не вставил эти схемы?» — спросил я. «Я не знал, что можно» — ответил он.

На этом моя помощь закончилась, потому что он ушел фотографировать блокнот. Все, что ему было нужно для оформления слайдов — это чье-то авторитетное разрешение так поступить. В обществе, где не принято так поступать, он просто боялся использовать свой навык аккуратно рисовать шариковой ручкой.

Кстати, вот еще один страшный секрет художников. Когда большинство людей просишь что-то нарисовать — они торопятся и делают очень грубые наброски. Они словно не хотят тратить свое и твое время на эту процедуру. Художникам важен результат, поэтому они потратят столько времени, сколько нужно для достижения приемлемого уровня качества. Чуть медленнее, чуть аккуратнее, чуть-чуть дольше подумав.

Действие второе.

Изменить подход к обучению детей некоторым гуманитарным предметам. Литературные герои могут занять место на полях тетрадей в линеечку и в альбомах для рисования.

Не надо заставлять ребенка правильно заштриховывать яблоко (хотя в перспективе сей навык полезен). Пусть лучше нарисует, как это яблоко ест Пушкин. Дети могут нарисовать массу книжных героев, их быт, деяния, диалоги, подвиги.

Отсутствие связи в сознании между изображением и текстом (рассказом) есть следствие отсутствия практики иллюстрирования последнего. На мой взгляд, в рисовании комиксов заложена гораздо большая польза для ребенка, чем в навыках правильно расставить блики и тени на неподвижных объектах. Стоит развивать навык визуализировать сюжеты, события.

Не надо пытаться из школьной тетради сделать стерильный скучный объект. Она должна быть не только исписана, но и изрисована. Даже педагогу будет интереснее проверять сочинения, где есть рисунки. О творчестве в школах замечательно рассказал сэр Кен Робинсон:

Сегодня натюрморты и пейзажи уже умеет рисовать искусственный интеллект. Но он еще долго не научится шутить и рассказывать увлекательные истории.

Перерисовка рисунка Галины Митричевой

Рисунок – это канал влияния. Чем больше его прокачиваешь, тем он шире и сильнее. Один канал влияния в другой не конвертируется. По крайней мере без потерь. Поэтому, данный навык становится ценным сам по себе.

Рисуй сейчас. Рисуй карандашом, ручкой, мелом, углем, стилусом — чем придётся. Рисуй идеи. Рисуй события. Рисуй жизнь.

© Кирилл Анастасин

4 октября 2017

--

--